Журнал — Guitar Shop, May, 1997

Автор статьи — Lisa Sharken

Перевод — Мария Соловьева

Guitar Shop, May, 1997 - Обложка журнала
Guitar Shop, May, 1997 — Обложка журнала

Лэрри Брукс о создании последней гитары Курта компанией Fender.

Так откуда же взялась знаменитая гитара Кобейна Jag-Stang? Вот что говорит Лэрри Брукс, в прошлом – главный гитарный мастер компании Fender, тесно сотрудничавший с Кобейном в работе над гитарой Jag-Stang. «Я сделал гитару, но вообще-то спроектировал ее не я» — скромно поясняет он. «Это была идея Курта. Я просто выслушал его и построил гитару на основе его слов». Брукс создал оригинальный голубой прототип цвета «Sonic blue», и в основном только на этой гитаре Кобейн играл последние три месяца жизни. По иронии судьбы как раз в день смерти Кобейна Брукс завершил работу над вторым, красным экземпляром гитары Jag-Stang (цвета «Dakota Red»). Сейчас гитара находится в архиве компании Fender. Журнал «Guitar shop» узнал из первых рук, как все это началось.

Откуда взялась идея гитары Jag-Stang?

Проект стартовал в феврале 1993 г. Курт позвонил Марку Виттенбергу, начальнику отдела по связи с артистами компании Fender, чтобы поговорить о создании гитары. Марк подумал, что речь идет о гитаре Start, или о чем-то необычном. Мы приехали в дом Курта в Северном Голливуде и проговорили около двух часов. Курт сказал, что хотел бы иметь гитару, которая была бы наполовину Mustang, наполовину Jaguar – как если бы просто разрезать каждую из них напополам, при этом гриф должен быть как у Mustang – такой гриф он любил больше всех. Он сказал, что это должно быть что-то вроде «Jag-Stang», так что название придумал сам Курт. У нас не получалось проработать некоторые детали, не вырисовывался точный образ корпуса. Тогда Курт взял свой фотоаппарат Polaroid, сделал по одному снимку своих гитар Mustang и Jaguar, разрезал изображения пополам и сказал: «Вот то, что мне надо».

Я отвез фотографии в компанию Fender и попросил фотографа увеличить их, чтобы приблизить к реальному размеру с учетом расстояния между ладами. Мы соединили их. Выглядело это достаточно нелепо, поскольку снимки были сделаны с разных расстояний от гитар. Я вытянул корпус одной из них, переместил несколько элементов, затем вырезал образец ленточной пилой. Я отправил ему только корпус со скругленными кромками, и он прислал мне его обратно с небольшими пометками на корпусе там, где бы он хотел увидеть изменения. Он сказал, что гитара выглядит неплохо, но ему хотелось бы, чтобы был приделан гриф, чтобы понять, какая у гитары будет балансировка. Я изменил модель, сделал прорезь для грифа и вставил в нее гриф. У гитары получился очень тяжелый низ.

Guitar Shop, May, 1997 - Интерьвю
Guitar Shop, May, 1997 — Интерьвю

Пришлось снова взяться за чертеж и внести нужные изменения. Рог верхней части гитары был недостаточно длинным, поэтому я удлинил его примерно на дюйм, чтобы низ гитары не был таким тяжелым. Но теперь нижняя дека рядом с электроникой оказалась слишком длинной, и гитара выглядела неуклюже. Я просто немного изменил очертания — если вы посмотрите на гитару Jaguar, у нее немного смещенный корпус, и он казался слишком длинным. Я подправил это, срезал около дюйма с задней стороны гитары и примерно дюйм с четвертью с нижней деки. Я еще немного доработал ее, затем немного сузил талию, чтобы придать еще больше выразительности, и теперь она выглядела просто потрясающе. Когда Марк (Виттенберг) увидел законченный чертеж, он сказал, что это классно. Мы взяли тот самый корпус, что Курт прислал нам для доработки, обрезали его и изменили форму, и теперь инструмент выглядел великолепно, но удлинить рог было нельзя, и пришлось сделать корпус заново. Так что в компании Fender есть или был еще один корпус, который был вырезан сначала. Поскольку нарастить древесины для рога я не мог, я вырезал новый корпус. Я сделал лекало и все остальное. Я отправил Курту инструмент без электроники, вообще без ничего, даже без краски, а он на следующий день вернул гитару и сказал, что все идеально. Он просто влюбился в инструмент и сказал, что хотел бы видеть его светло-голубым, цвета Sonic Blue. Я приступил к работе, сделал гитару такого цвета и отправил ее ему. Он получил ее в апреле 1993 года. Она ему очень понравилась, и он сразу же попросил еще один экземпляр.

В чем заключался замысел гитары Jag-Stang с точки зрения тона, и какие виды древесины использовались, чтобы достичь такого звучания?

У Курта не было какого-то определенного мнения на этот счет, и он не задумывался об этом. У него был прекрасный звукорежиссер, он знал, что тот может подключить все, что нужно и сделать все, что он захочет. Он не был требователен в вопросах тона и внешнего вида гитары. Он даже говорил, чтобы мы не слишком переживали, если во время отделки от гитары отобьется кусочек или появится небольшая царапина, и что в таком случае не стоит заново отделывать гитару и переживать, что он получит не такой инструмент, какой ему хотелось бы. Он гораздо больше заботился об удобстве грифа, а ему очень нравился гриф гитары Mustang. Это для него было важнее всего остального. Тон его не волновал, он только хотел, чтобы в бридже был хамбакер, чтобы получить более тяжелый тон для некоторых пауэр-аккордов, которые он играл. Пожалуй, создавать для него гитару было проще чем, для других артистов – он вообще не привередничал ни по каким вопросам, кроме грифа. У меня уже был гриф, который нужно было повторить (гриф гитары Mustang, принадлежавшей Курту), поэтому сделать гриф для него было совсем просто. А чтобы придать нужный тон, я решил использовать ольху вместо ясеня — Курт не хотел, чтобы у гитары были слишком высокие тона. Ему нужны были средние тона, и для этого я использовал ольху.

Какие звукосниматели использовались в этой гитаре?

Для оригинальный гитары Курта мы использовали бриджевый звукосниматель Fender Texas Special на грифе, чтобы ему было проще балансировать положение грифа и бриджа: в бридже был установлен хамбакер вместо двух звукоснимателей с одной катушкой, как у гитары Mustang. Мы оставили хамбакеры под тем же углом, чтобы получить похожий звук, но нам хотелось более сильных тонов в бридже. В оригинальной версии использовался звукосниматель Seymour Duncan JB в бридже, а на грифе был установлен бридж Fender Texas Special. Переключатели работали как у Mustang. При нажатии на любой из них в любом направлении, звукосниматель включался, а при нажатии в противоположном направлении гитара переходила в противофазу. Система работала очень просто, в ней был один тон и один уровень громкости. Не было даже разделения катушек в хамбакере.

Почему на гитаре Jag-Stang нет имени Курта?

Курт ясно дал понять, что не хочет, чтобы его имя упоминалось на гитаре. Он просто хотел, чтобы люди знали, что он участвовал в разработке гитары и играл на ней, но он не желал, чтобы на гитаре стояла его подпись.

Что думали в компании Fender по поводу выпуска гитары после смерти Курта?

Сотрудники компании Fender придавали большое значение выпуску гитары Курта и осознавали, что это может выглядеть как эксплуатация популярной темы, ведь после смерти Курта его фотографии можно было увидеть на каждом журнале. Компания решила повременить, пока не получит разрешения от наследников Курта.  Они не заставили себя долго ждать, ведь это так много значило для Курта, и они не хотели, чтобы работа над гитарой остановилась. И они сказали, что мы должны продолжить его дело. Они очень просили нас не останавливаться, поскольку Курт очень любил эту гитару и не хотел бы, чтобы она осталась незамеченной. Поэтому компания решила довести дело до конца.

А когда гитара поступила в производство?

Гитара поступила в производство в октябре 1995 года (сожалению 14 февраля 1995 года Марк Виттенберг, сотрудник компании Fender, скончался от аневризмы мозга, так и не дождавшись поступления проекта в производство). И с тех пор мы едва поспевали за заказами. Гитара была очень популярна и в Японии, и в США. Дело оказалось выгодным и для наследников Курта, и для компании Fender. Играть на этой гитаре — одно удовольствие, а именно к этому мы и стремились. Единственное, о чем мы думали при разработке и создании гитары -чтобы на ней было легко и приятно играть. Это у нас получилось. Все, у кого есть это гитара, получают удовольствие от игры на ней. В настоящее время Лэрри Брукс занимает должность директора отдела по связи с артистами компании Seymour Duncan.[1]


[1] В настоящее время Лэрри Брукс занимает должность директора отдела по связи с артистами компании Seymour Duncan.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *